Книга Стивена Кови «8-й навык»

Прочитал одну из знаковых книг Стивена Кови «8-й навык».
Книга достойная того, чтобы быть изученной, а не просто прочитанной в метро или урывками перед сном. У меня получилось выделить на это дело целых 2 недели, во время отпуска.

Итак, книга Кови о том, как стать настоящим человеком, обрести свой голос в этом мире, и затем помочь другим обрести голос.
Интересно, что в последние годы в профессиональной литературе консультантов и тренеров по карьерному росту звучит одна и та же нота – ты должен быть нормальным, цельным человеком, и тогда сможешь строить успешный бизнес\карьеру. В рунете одними из явных проповедников этого подхода являются ребята из стратоплана – Слава Панкратов и Саша Орлов.

И вот, влиятельнейший проффи во всем мире, Стивен Кови, в деталях описал, почему же так важно стать цельным, моральным человеком, обрести свой голос, и затем тратить свою жизнь помогая другим обретать голос.
Наступает новая эра, эра мудрости, когда мы наконец осознаем, что все в мире связано и живет по незыблимым законам.

Как же обрести свой голос?
Голос человека Кови определяет как некое пересечение уникальных талатнов человека, его страсти, его совести и также потребностей окружающего мира, которые человек может удовлетворить. В результате, человек, который нашел свой голос, становится полнокровным участником жизни, живущий полной жизнью, наполненной страстью и энтузиазмом. В жизни такого человека много проблем, как и у всех, но он знает, для чего живет, знает свои сильные стороны, и знает как их использовать.
Для того, чтобы обрести голос, Кови придумал следующую схему:
Человек делится на

  • физическую часть (тело, PQ);
  • эмоциональную (сердце, EQ);
  • интеллектуальную (разум, IQ) и
  • духовную (дух, SQ).

Духовная составляющая является центральной, и от нее зависит гармоничное развитие остальных «частей».
Через эту классификацию, автор выводит методику поиска даров человека, способов выражения талантов и тд. В книге много картинок, разъясняющих эту базисную парадигму.

Как вдохновить других на обретение голоса?
Большая часть книги (~70%) посвящена этому вопросу. И тут можно найти кладезь идей для простых сотрудников, для лидеров компаний, для консультантов.
Автор использует 4-х ролевую схему для описания, как настроить процессы внутри компании:

  • образец – выражает дух человека, образец для подражания
  • штурман – разум, определяет видение и стратегию
  • настройщик – тело, исполняет задуманное, через дисциплину и структуры
  • вдохновитель – сердце, выражает страсть во время исполнения

Посредством этих ролей, автор раскрывает особенности правильной жизни внутри компании. Компании, могущей стать примером не только в финансовой области, но также в областе внутренней культуры, открытости отношений, реализации потенциала сотрудников.
Особенно актуально, с моей точки зрения – вопросы доверия внутри компании.
Вот важные вопросы для самопроверки:

  • имеют ли все сотрудники четкое понимание целей компании?
  • все ли вовлечены и привержены общему делу?

Если нет, то тогда в компании присутствует явный недостаток доверия между различными организационными уровнями.
Как пример, могу сказать, что во многих компаниях, которые я знаю, существует 2 уровня целей: один расширенный, включающий абсолютно все интересы владельцев; второй — сокращенный, для сотрудников. Понятно, что раз есть что скрывать, то и доверия особого не будет между руководством и сотрудниками.
Многие скажут — так ведь существует конфиденциальная информация, которую нельзя все раскрывать и тд. Согласен, однако тут важен принцип. Руководство нацелено на взаимное доверие, или же на страхование себя во всех деталях, пусть даже в ущерб открытым отношениям с людьми компании.
Кови говорит о новой эре, эре интеллектуального труда и последующей эре мудрости. В этих эпохах работа основана на совершенно других принципах, нежели предыдущих (индустриальная эпоха). Интеллект людей — вот главная ценность. И эта ценность может быть раскрыта только в рамках взаимного доверия, уважения, желания помочь.

Как же создать культуру доверия?
Люди должны понять главную идею, миссию компании. И это удастся, только если их личные интересы отобразятся в миссии компании. Логично, что без плотного вовлечения сотрудников (может не всех, но ключевых, верных, просто рядовых работников) – невозможно создать такую миссию.

Далее, Кови говорит о важнейшем компоненте открытой культуры — моральности и целостности лидера.
Нужно создать культуру доверия, а это невозможно, если лидер проявляет нечестность и нецелостность. Личная добросовестность лидера и менеджеров поможет сформировать культуру доверия, и тогда выработанная общая (т.е. учитывающая интересы всех сторон миссия заработает.

Я рекомендую книгу Стивена Кови – «8-й навык» для применения в жизни организаций. Она будет полезна в первую очередь руководителям компаний, далее рядовым сотрудникам и также консультантам.

Детальная майндкарта в приложении Стивен Кови — 8 навык.

Оценка книги: 9 из 10.

P.S. более развернутый обзор с личной рецензией можно посмотреть на моем непрофессиональном сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *