Время идет, меняется окружение, меняется и собственное представление о ранее очевидных вещах. На основании последнего опыта хотел поделиться некторыми ключевыми моментами, необходимыми для грамотного внедрения ISO 9001. Будет серия постов, в этой части поговорим о сфере применимости ISO 9001 и его пользе.
Сразу оговорюсь, что я по прежнему верю в смерть ISO 9001 для больших ИТ компаний. В данной статье речь пойдет о внедрении ISO 9001 в небольшие ИТ компании.
1) Каким компаниям и когда необходим ISO 9001
Большим ИТ компаниям ISO 9001 малополезен, и даже вреден, п.ч. большие компании имеют уже сложившиеся за годы бизнес-процессы, как правило, перекрывающие требования стандарта. Все-таки ISO 9001 — базовый стандарт, требующий лишь основы.
Другое дело — небольшие ИТ компании, скажем в 50-100 человек, с временем существования 1-5 лет. Для таких компаний создание живой Системы Менеджмента Качества (СМК) на основе ISO 9001 — большое благо.
Конечно же, данный подход несколько упрощен. Нужно учитывать множество факторов, как-то; зрелость менеджмента, специфика бизнеса, готовность персонала и т.д. Однако для 90% ИТ компаний, попадающих под описанные критерии, внедрение ISO 9001 принесет пользу.
Какую пользу?
2) Польза ИСО 9001
Весь инет исписан «пользами» ISO 9001. В основном пишут банальности, типа увеличение конкурентоспособности или увеличение прибыли. С моей т.зр. польза следующая:
- мобилизация менеджмента компании, выработка умения работать одной командой;
- улучшение коммуникации между отделами, способность решать общие проблемы, выходящие за рамки одной команды\отдела;
- документирование базовых процессов, создание шаблонов и процедур — серьезно помогает при вводе новых сотрудников в дело, при реализации сложных проектов;
- структуризация целей компании — от самого верхнего уровня, до уровня проектов;
- отслеживание эффективности достижения целей, метрики и KPI — возможность для принятия более релевантных решений;
- ах да, заказчикам нравится что у вашей компании есть красивая бумажка «Сертификат ISO 9001»
Как видите, здесь нет увеличения кол-ва заказчиков, или больше заработанных денег. П.ч. в реальности эти вещи не являются прямым следствием внедрение стандарта. Зато все перечисленные пункты со временем все таки выльются в желаемые прибыли. Т.е. внедрение СМК на основе ISO 9001 косвенно приходит к улучшению финансовых показателей.
Как внедрять ИСО 9001 в небольшой ИТ компании? Об этом в следующем посте.